Фрагмент для ознакомления
2
Особенности принимаемых в Комитете решений
Особенность Пояснение
Цель Принятие субъектом управления решений исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблемы всей организации.
Последствие Решения руководителей организации могут отразиться на состоянии здоровья всего общества.
Наличие разделения труда В организации, как правило, одни сотрудники заняты решением возникающих проблем и принятием этих решений, а другие осуществляют непосредственно реализацию уже принятых Комитетом решений.
Профессионализм В управлении организацией процесс принятия решений – это сложный и ответственный процесс, требующий профессиональной подготовки специалистов, наделение их всеми профессиональными знаниями и навыками.
Таким образом, наличие точной цели (обеспечение здоровья общества), осознание возможных последствий принятия неправильный решений (жизнь и здоровье граждан), обеспечение разделенности труда в организации и профессионализма сотрудников значительно уменьшают вмешательство психологических факторов в процесс принятия управленческих решений Комитета.
Рассмотрим влияние психологии оценки проблемы в процессе принятия решений в Комитете по здравоохранению [17, c.73].
1. По характеру психологической ситуации и используемым методам:
- программируемые решения - стандартные и повторяющиеся решения. Около 90% решений Комитета часто принимаются по типичным ситуациям, связанным, например, с закупкой лекарств, подбором медицинских кадров и др. Поэтому в данном случае психологическая оценка принимаемых решений мало зависит от конечных результатов. Так, Комитет ежегодно устраивает подбор кадров в медицинские учреждения только на основе глубокого профессионализма и без влияния других факторов. Результатами таких решений, как правило, является рост благосостояния населения Санкт-Петербурга.
- непрограммируемые решения, принимаемые в новых психологических ситуациях. Они могут носить разовый характер и зависят от интуиции работников Комитета (например, использование новой технологии в лечение определенных заболеваний, закупка еще не распространенных лекарственных средств).
2. В зависимости от собственного вклада сотрудника, вносимого в разработку решения:
- рутинные решения принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся в организации программе необходимых действий.
- селективные решения характеризуются ограниченной инициативой и свободой действий, например, при оценке различных альтернатив и выборе оптимальной.
- адаптационные решения принимаются при непредусмотренных трудностях, где происходит использование творческого нестандартного подхода к решению проблемы вместе с отработанными механизмами. Здесь стоит отметить, например, использование психологического опыта некоторых работников в прохождении лечения в медицинских учреждениях, которые впоследствии может повлиять на решение руководства придерживаться наиболее гуманных и психологически комфортных условий размещения пациентов в поликлиниках города.
- инновационные решения связаны со сложностью и непредсказуемостью ситуации, возникающей в Комитете. Эти решения содержат некую долю неординарности и нововведений и чаще всего касаются учета психологической напряженности в коллективе при возникновении нерешаемых в данный момент проблем. Как правило, недостаточное внимание руководства Комитета к психологическим аспектам принятия решений по морально сложным проблемам распространения эпидемий в городе, смертности новорожденных вызывают рост конфликтности внутри учреждения, а значит к неэффективности принимаемых на деле решений.
Многие принимаемые в Комитете решения имеют большую степень риска, связанного со сложностью ситуаций в состоянии здоровья населения города. Поэтому существуют некоторые психологические факторы, которые способствуют принятию правильных решений, и факторов, этому не способствующих.
Рисунок 2.2.2 - Факторы психологии поведения руководства Комитета в рискованных ситуациях [10, c.102]
Таким образом, в соответствии с плановыми целями деятельности Комитета по здравоохранению в Санкт-Петербурге принимаемые решения основываются на максимальной изоляции негативных психологических факторов (мнения, настроения, конфликтов) и использовании положительного психологического опыта работников учреждения. Однако, на практике в процесс принятия Комитета решений вторгаются некоторые нежелательные факторы, характеризуемые степенью поспешности в разработках, низкой степени мотивации, трудности в этическом и правильном поведении. Поэтому если процесс принятия решений является выбором наилучшей из двух альтернатив, то из него должны быть исключены такие критерии отбора решений, как настроения, желания выгоды и т.д.
2.3. Проблемы принятия решений в госучреждении
Отметим, что существуют многочисленные способы, механизмы и методы принятия решений, однако они не исключают большой доли субъективных и интуитивных факторов, которые вмешиваются в данные процессы. Для Комитета по здравоохранению необходимо соблюдение общей последовательность принятия решений, представленной на Рисунке 2.3.1.
Рисунок 2.3.1. Жизненный цикл принимаемых решений [7, c.129]
В соответствии с данной схемой, процесс принятия решений состоит из четырех фаз:
1. установление фактов (с помощью группового интервью);
2. оценка фактов (и мнений о проблеме);
3. поиск решения;
4. принятие решения.
Когда проблема в Комитете установлена основной задачей является сбор данных по данной проблеме (например, распространение инфекционных заболеваний в городе). Эта фаза имеет в основном объективный характер, поскольку тогда участники собраний (отделы Комитета) воздерживаются от собственной оценки сложившейся ситуации.
Вторая фаза привносит в процесс принятия решения оценочные свойства, когда участники представляют свою точку зрения об имеющихся на счет проблемы фактов (например, управлением по организации стационарной медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения установлено, что наибольший вред в распространении инфекций оказывает низкая платежеспособность населения, невозможность приобретения иностранных лекарственных препаратов). Руководитель Комитета тогда отмечает все имеющиеся мнения.
Третий этап заключается в поиске решений, поскольку от собираемой группы необходимо представить все возможные варианты решения проблемы.
Наконец, на четвертой фазе выбирается наилучший из предложенных вариантов, и собрание приходит к общему решению по данному вопросу.
Эта схема принятия решений Комитета имеет идеализированный вариант. Однако на практике часто возникают ситуации, характеризуемые проблемами на второй фазе принятия групповых решений. Здесь имеется в виду субъективность оценок
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2014. – 271 с.
2. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 688 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 162 с.
4. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014. – 546 с.
5. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 447 с.
6. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2014. – 380 с.
7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2013. – 266 с.
8. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – с.56 – 67.
9. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
10. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2013. – 183 с.
11. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
12. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 479 с.
13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-Синтез, 2013. – 288 с.
14. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2014. — 70 с.
15. Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений. – Калининград: Экономика, 2013. – 362 с.
16. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 508 с.
17. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: Дашков и К, 2013. – 284 с.
18. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
19. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
20. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
21. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
22. http://laboureconomics.ru/ - экономика труда
23. http://www.vevivi.ru – информационно-образовательный портал
24. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
25. http://gov.spb.ru/ - Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга